Литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте предложила свою модель психики (модель А).

соционическая модель По ее мнению, всю информацию, воспринимаемую психикой человека, можно разделить на 8 видов - аспектов. Аспекты в соционике соответствуют 8 юнговским функциям, но совсем в ином смысле.

Соционическая модель психики человека состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет свою роль в жизни человека. Каждая функция обрабатывает один из 8 аспектов информации.

Таким образом, все 8 аспектов информации (т.е. любая возможная информация) укладываются в модель психики одной личности.

Правила расстановки аспектов в модели А не произвольные, а подчиняются закономерностям предложенным Аушрой Аугустинавичюте, и образуют 16 соционических типов (подобно 16 типам Майерс-Бриггс).


Описание функций в модели А

Блок ЭГО (блок способностей, блок уверенности в себе)
Осознанные сильные функции. Это самые сильные функции, отражающие саму сущность человека. По ним человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению, и работа по этим функциям наиболее востребована социумом. «Это я знаю и умею лучше других, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».
1 функция – базовая (программная).

Главная функция, которая определяет программу действий человека, его жизненные позиции, с помощью каких понятий он описывает для себя мир. По этой функции человек ведет себя естественно и сколь угодно долгое время. Функция достаточно негибкая, информация, способная вызвать изменения функции, вызывает сопротивление и отторжение.
2 функция – творческая.

Она определяет, каким образом человек реализует первую функцию. Сильная, но более гибкая функция чем базовая, может развиваться и импровизировать, готова выйти из рамок. Функция для творчества и самореализации.
СУПЕР-ЭГО (блок осознанного несовершенства, блок социальной адаптации)
Осознанные слабые функции. По этим функциям человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.
4 функция - болевая.

По болевой функции человек болезненно воспринимает любую информацию и нуждается в тактичной помощи. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению. Лучший способ взаимодействия по болевой — помочь человеку без слов на деле, без излишнего заострения внимания на этом аспекте. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с "мнением окружающих".
3 функция - ролевая.

Аспекты этой функции проявляются, в новой обстановке, например, когда человек вступает в контакт с окружающими, или если происходит что-то неожиданное. По ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
СУПЕРИД (блок беспомощности, блок желаний)
Бессознательные слабые функции. По этим функциям человек самостоятельно работать не может и нуждается в помощи со стороны окружающих. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Когда помощь оказывается, самочувствие улучшается, и он испытывает чувство благодарности к тому, кто ее оказал.
6 функция - активационная (референтная, оценочная).

С помощью этой функции человек определяет, каким должен быть внешний мир, информация по аспекту этой функции активизирует его, побуждает к действию. По ней так же охотно принимается помощь, но по ней у человека есть какие-то предпочтения или представления о нормах. На критику и замечания реагирует болезненно, потому что ожидает лишь поддержки.
5 функция – суггестивная (внушаемая).

Информация по ней воспринимается некритично, с доверием и благодарностью, успокаивает человека, вселяет в него уверенность. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — "чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно". Именно на нее следует воздействовать, когда нужно уговорить или замотивировать кого-либо.
ИД (блок управления)
Бессознательные сильные функции. Содержание этих функций человек не осознает, но решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Эти функции чаще всего включаются в "пожарной" ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует "включения мозгов".
7 функция — наблюдательная (контролирующая, ограничительная).

По этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. Кроме того, ограничительная функция срабатывает, если человек чувствует давление, которое вынуждает его защищаться.
8 функция — фоновая (демонстративная, эталонная).

Она работает автоматически, постоянно, «по привычке». Обычно проявляется без слов на деле, не допуская негативного развития ситуации, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания к этому аспекту. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает отторжение и желание переключить общение на ценностные аспекты.


Путаница с типологией Майерс-Бриггс

Путаница с типологией Майерс-Бриггс может возникнуть только у того, кто не прочел книги Карла Густава Юнга, Изабель Бриггс Майерс и Аушры Аугустинавичюте. Ведь и в соционике и в типологии Майерс-Бриггс, испытуемые отвечают на почти одни и те же вопросы тестов, выбирая одни и те же предпочтения в дихотомиях.

Итак, вспомним понятия Юнга. Экстраверсией называется обращение либидо наружу (на внешний мир, объекты интереса). Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь (на собственный внутренний мир). Под либидо Юнг понимал психическую энергию вообще, а не только сексуальную энергию, как считал Фрейд.

Другими словами, у экстравертов главная функция направлена на внешний мир. У интровертов главная функция направлена на внутренний мир, а способ действия во внешнем мире определяет вспомогательная функция.

В этом и заключается основная путаница между типологией Майерс-Бриггс и соционикой, так как в соционической модели главная (первая) функция всегда направлена на внешний мир, даже у интровертов. Это не ошибка, такова структура модели.


Генерал в палатке

У эстравертов главная функция, реализуемая в экстравертной установке, заметна буквально с первого взгляда. Способ организации психической деятельности, который вызывает у экстраверта наибольшее доверие и в наибольшей степени развит и эффективен, направлен на внешний мир.

Однако с интровертами все обстоит совершенно по-другому. Главная функция у них устойчиво реализуется в интровертной установке. Если же им приходится переключать внимание на внешний мир, они, как правило, используют вспомогательную функцию. Большинство людей видят в интровертах именно те стороны личности, которые они предъявляют внешнему миру, то есть в основном проявления их вспомогательной функции, находящейся лишь на втором месте по степени развития. Лишь самые близкие люди и те, кто проявляет интерес к делу, которым они увлечены (вероятно, это самый легкий способ сблизиться с ними), допускаются во внутренний мир интровертов.

Это приводит к достаточно парадоксальным результатам. Те интроверты, у которых главной функцией является суждение – мышление или чувство, внешне не ведут себя как люди с предпочтением суждения. Внешне проявляется лишь склонность к восприятию, которое является вспомогательной функций. И наоборот.

модель

Чтобы наглядно представить такое расхождение, предположим, что главная функция является генералом, а вспомогательная функция – его адъютантом. В случае с экстравертом генерал всегда находится на виду. Окружающие люди сразу встречаются с генералом и имеют дело непосредственно с ним. В любое время они имеют возможность получить официальную точку зрения по любому вопросу. Адъютант находится на почтительном расстоянии или скрывается в палатке. У интроверта же в палатке находится сам генерал, который решает там вопросы особой важности. Адъютант напротив, стоит снаружи, задерживая посетителей, желающих попасть к генералу, или же помогает ему, лишь иногда выходящему наружу, чтобы собрать нужную информацию. Окружающие люди встречаются с адъютантом и вынуждены решать все вопросы непосредственно с ним. И лишь при решении особо важных вопросов (или при наличии очень близких, дружественных отношений) окружающих допускают до самого генерала.

Если люди не знают, что в палатке находится генерал, который значительно превосходит адъютанта по званию, они легко могут предположить, что адъютант несет за все единоличную ответственность. Эта ошибка приводит к недопониманию и чревата самыми неприятными последствиями.