"Чистые" типы Юнга - Введение в типологию
Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.
Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описанием интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У "чистых" интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.
У "чистых" экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.
Экстравертный мыслительный тип
Реформатор - "чистый" экстравертный мыслительный тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.
Экстравертное мышление всегда связано с внешним миров: либо с объективными фактами, либо с общепризнанными идеями. Такое мышление является понятным другим людям и, как правило, продуктивно, то есть ведет к новым объективным фактам.
Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Этой формулой измеряется добро и зло, ею определяется прекрасное и уродливое. Верно все то, что соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то, что безразлично проходит мимо нее.
Если формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинителя и очистителя совести или же пропагандиста важных новшеств. Но чем уже формула, тем скорее этот тип превращается в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика. Кроме того, чисто эмпирическое накопление фактов калечит мысль и душит смысл.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Экстравертный чувствующий тип
Театрал - "чистый" экстравертный чувствующий тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.
Экстравертное чувство не зависит от субъективного фактора, а подчинено традиционным и общезначимым ценностям.
Именно такого рода чувствованию следует приписать то обстоятельство, что так много людей ходят в театр, или на концерт, или в церковь, и даже с правильно размеренными позитивными чувствами. Ему же мы обязаны и модами и, что гораздо ценнее, позитивной и распространенной поддержкой социальных, филантропических и прочих культурных начинаний. В этих делах экстравертное чувство оказывается творческим фактором. Без такого чувствования немыслимо, например, прекрасное и гармоническое общение.
В крайнем случае происходит такая ассимиляция субъекта к объекту, что сам субъект чувства исчезает, вследствие чего личный характер чувствования, составляющий его главную прелесть, утрачивается. Ибо вследствие этого чувство становится холодным, предметным и недостоверным. Создается впечатление, как будто это чувство не настоящее, а выносимое напоказ. Это проявляется прежде всего в преувеличенном выражении чувств, например в громких и навязчивых чувствительных предикатах, которые, однако, до известной степени не внушают доверия. Они звучат пусто и не убеждают. Стоит ситуации чуть-чуть измениться, чтобы вызвать тотчас же совершенно противоположную оценку того же объекта.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Экстравертный ощущающий тип
Эстет - "чистый" экстравертный ощущающий тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.
В экстравертной установке ощущение определяется преимущественно объектом, и те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими для психологии индивида.
Нет такого человеческого типа, который мог бы сравниться в реализме с экстравертным ощущающим типом. Для него именно конкретные ощущения есть проявлениям жизни, и никак иначе. То, что приходит изнутри, кажется ему болезненным и негодным. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться.
Обычно он выступает как обладающий вкусом эстет, он имеет утонченный вкус, одевается хорошо, соответственно со своими средствами, у него хорошо едят и пьют, удобно сидят.
В крайнем проявлении объект служит лишь поводом для ощущений, такой человек превращается в грубого искателя наслаждений. Объект подвергается вопиющему насилию и выжиманию.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Экстравертный интуитивный тип
Авантюрист - "чистый" экстравертный интуитивный тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.
Интуиция, как функция бессознательного восприятия, обращена в экстравертной установке всецело на внешние объекты. Интуиция стремится ухватить наибольшую полноту возможностей объекта, ибо созерцание возможностей наиболее удовлетворяет интуицию. Все обыкновенные жизненные ситуации представляются так, как если бы они были замкнутыми пространствами, которые интуиция должна отомкнуть.
Экстравертный интуитивный тип постоянно берется за новые объекты и пути, у него тонкое чутье на потенциальные возможности. Но как только все возможности исчерпаны и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает объект и даже не вспоминает больше о нем.
Такой тип может быть инициатором идей, авантюристом, биржевым дельцом, "акулой" бизнеса, продюсером, политиком и т. д. К сожалению, ему слишком скоро приходится мчаться за новой возможностью и покидать свои, только что засаженные поля, с которых другие соберут урожай. В конце концов он уходит ни с чем.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Интровертный мыслительный тип
Теоретик - "чистый" интровертный мыслительный тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.
Интровертное мышление не связано с внешним миром, а исходит от субъективно данного и направлено на субъективные идеи, а объективным фактам придает второстепенное значение.
Оно открывает перспективы и направляет взор вглубь, оно воздает теории ради теории.
В крайнем случае, это мышление настолько углубляется в субъективные идеи, что вращается в самом себе, и становится совершено бесполезным.
Интровертный мыслительный тип при построении своего идейного мира не страшится даже самых смелых дерзаний и не воздерживается от мышления какой бы то ни было мысли - ввиду того, что она опасна, революционна, еретична и оскорбляет чувство. Иногда это могут быть гениальные идеи. Но он не стремиться выпускать свои мысли в свет, это противно его натуре. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к действительному миру.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Интровертный чувствующий тип
Меланхолик - "чистый" интровертный чувствующий тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.
Интровертное чувство подчиняется главным образом субъективным предварительным условиям, а объекту придает второстепенное значение. Это - чувство, которое, по-видимому, обесценивает объекты и поэтому в большинстве случаев заявляет о себе в отрицательном смысле.
Оно постоянно ищет не встречающегося в действительности образа, который оно до известной степени видело раньше. Оно как бы без внимания скользит над объектами, которые никогда не соответствуют его цели.
В большинстве случаев такие люди молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом.
Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это в корне ложно, ибо чувства хотя и экстенсивны, но интенсивны. Они развиваются вглубь.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Интровертный ощущающий тип
Художник - "чистый" интровертный ощущающий тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.
В интровертной установке субъект привносит к объективному раздражению свое субъективное расположение, вследствие этого он видит вещи совсем по-иному или видит совершенно иные вещи, чем другие люди. При этом никогда нельзя предвидеть, что произведет впечатление и что не произведет его.
Иногда индивид оказывается не в состоянии различать между действительным объектом и субъективным восприятием, возникает иллюзорное восприятие действительности. Он как бы живет в своем собственном мире.
Этот тип лишь с чрезвычайным трудом доступен для объективного понимания, его поступки для окружающих кажутся чрезвычайно странными.
Их взор прикован к богатству субъективных событий. Они не видят, что их проявляющиеся вовне достижения практически бесполезны. Такие типы могут показаться самыми бесполезными из всех людей, но на самом деле они суть своего рода двигатели культуры и искусства.
Самый яркий пример интровертного ощущающего типа - творящий художник.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
Интровертный интуитивный тип
Пророк - "чистый" интровертный интуитивный тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.
Интуиция в интровертной установке направляется на внутренние объекты, то есть субъективные образы вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержание бессознательного. Интровертная интуиция воспринимает все, что происходит на дальних планах сознания, с такою же ясностью, с какой другой человек может потрогать внешние объекты.
Интровертный интуитивный тип живет в мире образов и переходит от образа к образу, гоняясь за всеми возможностями, заключенными в творческом лоне бессознательного. Действительность не существует для него, он предается бесплодным грезам, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен. Его аргументам недостает убеждающей рациональности. Он может лишь исповедовать или возвещать. Он - глас проповедника в пустыне.
Их взор прикован к богатству субъективных событий. Они не видят, что их проявляющиеся вовне достижения практически бесполезны. Такие типы могут показаться самыми бесполезными из всех людей, но на самом деле они суть своего рода двигатели культуры и искусства.
Такие особенности создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника - с другой. Израиль не имел бы своих пророков, если бы этого типа не существовало.
У такого типа предпочтения в дихотомиях были бы следующие:
"Я отнюдь не хотел бы, чтобы предыдущие описания вызвали у читателей впечатление, будто эти типы в такой чистоте относительно часто встречаются в реальной жизни" (Психологические типы. К.Г. Юнг).