Здесь рассматривается Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон).
Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот)
Искатель (по Гуленко)
ENTP. Debater – спорщик (по Майерс-Бриггс)
Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
Посредник (по Гуленко)
ISFP. Adventurer – искатель приключений (по Майерс-Бриггс)
Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
Энтузиаст (по Гуленко)
ESFJ. Consul – консул (по Майерс-Бриггс)
Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
Аналитик (по Гуленко)
INTJ. Architect - архитектор (по Майерс-Бриггс)
Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)
Инспектор (по Гуленко)
ISTJ. Logistician - логист (по Майерс-Бриггс)
Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
Наставник (по Гуленко)
ENFJ. Protagonist - герой (по Майерс-Бриггс)
Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
Лирик (по Гуленко)
INFP. Mediator - посредник (по Майерс-Бриггс)
Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
Маршал (по Гуленко)
ESTP. Entrepreneur - предприниматель (по Майерс-Бриггс)
Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
Политик (по Гуленко)
ESFP. Entertainer - развлекатель (по Майерс-Бриггс)
Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
Критик (по Гуленко)
INTP. Logician - логик (по Майерс-Бриггс)
Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
Предприниматель (по Гуленко)
ENTJ. Commander - командир (по Майерс-Бриггс)
Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
Хранитель (по Гуленко)
ISFJ. Defender - защитник (по Майерс-Бриггс)
Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
Гуманист (по Гуленко)
INFJ. Advocate - адвокат (по Майерс-Бриггс)
Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
Администратор (по Гуленко)
ESTJ. Executive - администратор (по Майерс-Бриггс)
Сенсорно-логический интроверт (Габен)
Мастер (по Гуленко)
ISTP. Virtuoso - виртуоз (по Майерс-Бриггс)
Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
Советчик (по Гуленко)
ENFP. Campaigner – душа компании (по Майерс-Бриггс)
Согласно основам типологии по Юнгу у сенсорно-этического экстраверта (Наполеона):
Тип установки - экстраверсия.
Функция восприятия - ощущение (сенсорика).
Функция суждения - чувство (этика).
Напомним, что Юнг выделял восемь психологических типов, согласно разделению по двум установкам (интроверсия и экстраверсия) и четырем функциям (мышление, чувство, ощущение и интуиция).
Вспомним понятия данных установки и функций по К.Г.Юнгу.
Экстраверсией называется обращение либидо наружу (на внешний мир, объекты интереса). Под либидо Юнг понимал психическую энергию вообще, а не только сексуальную энергию, как считал Фрейд.
Изначально положительное отношение к окружающему миру.
Самые важные решения и действия обусловливаются не субъективным воззрением, а объективными обстоятельствами. Внутренний мир соответствует внешним требованиям.
Экстраверт приноравливается к окружающему миру, тем самым более приспособлен к жизни чем интроверт.
Обычно это люди с открытым, обходительным, приветливым и доступным характером.
Опасность для экстраверта заключается в том, что он может слишком вовлечься в объекты и потерять в них себя самого.
Самая частая форма невроза у экстравертного типа - истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательное приноровление к обстоятельствам.
Ощущение есть та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. То есть это восприятие совершающееся посредством органов чувств.
Ощущающий тип больше всего подавляет свою интуицию, потому что интуиция больше всего способна мешать ощущению. Напомним, что интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. То есть это готовое представление об объекте, образовавшееся в нашем сознании непонятно откуда.
В норме ощущение и интуиция находятся в компенсации. В крайнем случае интуиция полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.
Чувство есть та психологическая функция, которая придает содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"). Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.
Чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление больше всего способно мешать чувству. Напомним, что мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.
В норме мышление и чувство находятся в компенсации. В крайнем случае мышление полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.
В годы Второй мировой войны американки Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс предложили определять главную функцию с помощью теста MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), чтобы определить индивидуальные личностные предпочтения в работе. Для чего были придуманы, а точнее переделаны из юнговских терминов, 4 шкалы (дихотомии), по которым исследуется личность. Ответы на вопросы теста позволяют определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. В следствие этого образуются уже 16 типов, потому что кроме главной функции тип разделяется еще на 2 типа по вспомогательной функции.
У данного типа предпочтения в дихотомиях следующие:
У экстравертов главная функция направлена на внешний мир. У интровертов главная функция направлена на внутренний мир, а способ действия во внешнем мире определяет вспомогательная функция. В этом и заключается основная путаница между типологией Майерс-Бриггс и соционикой, так как в соционической модели главная функция всегда направлена на внешний мир, даже у интровертов.
В типологии Майерс-Бриггс такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа: ESFP.
ESFP
Entertainer - Развлекатель
Спонтанные, энергичные и увлеченные люди - жизнь никогда не скучает вокруг них.
По Кейрси:
тип: Performer (ESFP) Исполнитель,
роль: Entertainer (SFP) Развлекатель,
темперамент: Artisan (SP) Ремесленник.
ESFP
По Крегеру: Entertainer - Аниматор
Беззаботным ESFP слова «творческая работа» кажутся не совсем подходящими, когда речь идет об их произведениях, так как они не назвали бы «работой» то, чем любят заниматься. «Творческая игра» – вот более подходящее определение. Если вы ESFP, тогда ваши действия, энтузиазм и эмпатия помогают вам вдохновлять других..
Темперамент по Кейрси
Сенсорно-перцептивный (SP) - Дионис. Artisan - Ремесленник.
1. Практичность, оперативность.
2. Находчивость, импровизация в нестандартных ситуациях.
3. Свобода и независимость.
4. Следование своим влечениям и желаниям.
Сочетание восприятия и суждения по Изабель Бриггс Маейрс
SF (ощущение + чувство)
Социалы --- Сервис (продавцы, внимание к другим людям)
Личная теплота и сердечность к другим людям. Дружелюбие и общительность.
В соционике такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа:
Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон).
Литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте предложила свою модель психики (модель А).
По ее мнению, всю информацию, воспринимаемую психикой человека, можно разделить на 8 видов - аспектов. Аспекты в соционике соответствуют 8 юнговским функциям, но совсем в ином смысле.
Соционическая модель психики человека состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет свою роль в жизни человека. Каждая функция обрабатывает один из 8 аспектов информации.
Таким образом, все 8 аспектов информации (т.е. любая возможная информация) укладываются в модель психики одной личности.
Правила расстановки аспектов в модели А не произвольные, а подчиняются закономерностям предложенным Аушрой Аугустинавичюте, и образуют 16 типов информационного метаболизма (подобно 16 типам Майерс-Бриггс).
У Жукова и Наполеона это черная сенсорика (волевая сенсорика), это значит что он:
У Наполеона и Гексли это белая этика (этика отношений), это значит что он:
У Гексли и Наполеона это белая логика (структурная логика), это значит что он:
У Жукова и Наполеона это черная интуиция (интуиция возможностей), это значит что он:
У Наполеона и Гексли это черная логика (деловая логика), это значит что он:
У Жукова и Наполеона это белая интуиция (интуиция времени), это значит что он:
У Жукова и Наполеона это белая сенсорика (сенсорика ощущений), это значит что он:
У Наполеона и Гексли это черная этика (этика эмоций), это значит что он:
Описание соционического типа по И.Д.Вайсбанду (1986).
1. Гордится своим влиянием на людей, их любовью и уважением, популярностью, с удовольствием ведет за собой, смел и категоричен в эротике, но осторожен в отношениях с объективным миром, недоверчив к новым научным идеям и вообще ко всему объективному. Его совесть чиста только тогда, когда он манипулирует людьми, а не объективным миром.
2. Беспокойная активность, жадность к практической деятельности. Не только не скрывает своих чувств, но наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает свое восхищение. И словами, и взглядами. Он всегда за полноценную любовь - и физическую, и психическую, если только это ему нужно. Даже когда чувство кратковременное, очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать. Высокомерен. Оптимистичен. Перед сложной ситуацией не робеет, а старается решить ее сразу же по месту.
3. Много внимания уделяет эстетике окружения, порядку. Чаще всего обладает врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры, для измерения содеянного не имеет. Постоянно не уверен, что сделал все, что мог.
4. Жизнь его отравляют требования близких обдумывать свою деятельность, вести себя умно. Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его "уважают" и с ним "считаются". Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднее достижимые.
5. Инициативность и деловитость настолько велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание его дополняющего, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот критика успокаивает, показывает, что он сделал и делает достаточно много, что его деятельность замечается.
6. Благодаря своей инициативности и требовательности довольно часто разочаровывается в объектах своих чувств. Те оказываются "не такими", не достаточно понимающими порывы их души. А суть в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. Если рядом нет такого - проказничает, чтобы его привлечь.
Не сразу можно выявить характерные черты ESFP персонажей. Как правило, это веселые, общительные и увлеченные герои. Могут быть положительные и отрицательные персонажи, но всегда чудаковатые. Прирожденные артисты. Действие по обстоятельствам. Беззаботность. Энергичность. Оригинальность.
Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения, и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.
Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описаниям интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У "чистых" интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.
У "чистых" экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.
Эстет - "чистый" экстравертный ощущающий тип, у которого не развита вспомогательная функция.
Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.
В экстравертной установке ощущение определяется преимущественно объектом, и те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими для психологии индивида.
Нет такого человеческого типа, который мог бы сравниться в реализме с экстравертным ощущающим типом. Для него именно конкретные ощущения есть проявлениям жизни, и никак иначе. То, что приходит изнутри, кажется ему болезненным и негодным. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться.
Обычно он выступает как обладающий вкусом эстет, он имеет утонченный вкус, одевается хорошо, соответственно со своими средствами, у него хорошо едят и пьют, удобно сидят.
В крайнем проявлении объект служит лишь поводом для ощущений, такой человек превращается в грубого искателя наслаждений. Объект подвергается вопиющему насилию и выжиманию.
"Я отнюдь не хотел бы, чтобы предыдущие описания вызвали у читателей впечатление, будто эти типы в такой чистоте относительно часто встречаются в реальной жизни" (Психологические типы. К.Г. Юнг).