Способ действия во внешнем мире - Введение в типологию
Понятия К.Г. Юнга
Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение). «Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему». Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме. Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.
«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума».
Дихотомия Майерс-Бриггс
В годы Второй мировой войны американки Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс предложили определять установку и главную функцию с помощью теста MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), чтобы определить индивидуальные личностные предпочтения в работе. Для чего были придуманы, а точнее переделаны из юнговских терминов, 4 шкалы (дихотомии), по которым исследуется личность. По двум способам действия во внешнем мире дихотомия следующая:
J (Judging, суждение) – на внешний мир направлена функция рациональная, то есть суждение: мышление или чувство.
Такие люди действуют по предварительной подготовке, предпочитают планировать все заранее, стараются исключить хаос.
Неожиданные перемены выбивают их из колеи.
P (Perception, восприятие) – на внешний мир направлена функция иррациональная, то есть восприятие: ощущение или интуиция.
Такие люди стремятся жить гибко и спонтанно, действуют по обстоятельствам, легко адаптируются к неожиданным переменам.
Действие по плану стесняет и ограничивает их.
Хотя в разные моменты жизни люди, безусловно, вынуждены использовать и восприятие, и суждение, два этих процесса не могут происходить одновременно. Поэтому люди прибегают то к восприятию, то к суждению, порой довольно резко переходя от одной установки к другой, подобно тому, как родители, которые долго терпели шумные игры детей, неожиданно выходят из себя и приказывают им успокоиться. В одних ситуациях более уместно восприятие, а в других – суждение, а иногда можно с успехом использовать обе установки. Надо отметить, что люди с предпочтением восприятия действуют импульсивно, казалось бы, необдуманно. Но дело в том, что у людей с предпочтением восприятия, так действовать эффективнее, чем используя другое предпочтение.
Подход Кейрси
Свой подход предложил Дэвид Вест Кейрси (1921-2013) американский психолог, почетный профессор Калифорнийского государственного университета, автор книг: «Пожалуйста, поймите меня», 1978 ("Please Understand Me") в соавторстве с Мэрилин Бейтс.
Кейрси уточняет и немного по другому определяет дихотомии Юнга (но вопросы в тесте очень похожи), а именно:
Планирующий (Scheduling) вместо судящий (J) и Пробующий (Probing) вместо воспринимающий (P)
Креативность от Крегера Отто
Отто Крегер — автор книги "Творческая личность", бывший президент Международной ассоциации типологии личности и, пожалуй, самый известный в мире пропагандист типологии личности MBTI.
Образ жизни. Какое впечатление о себе вы оставляете у других? Человека организованного и пунктуального, умеющего хорошо структурировать среду, в которой он функционирует (J)? Или же вокруг вас всегда царит атмосфера спонтанности и беспорядка, а сами вы кажетесь человеком, делающим все тогда, когда ему вздумается (P)? Здесь опять-таки нет правильных и неправильных ответов, и вы сами убедитесь в том, что у каждого типа есть свой собственный путь к реализации своей креативности.
Как вы предпочитаете поступать: принимать некие окончательные решения и добиваться их реализации (J) или продолжать собирать информацию и оставлять вопрос открытым (P)?