Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику. Следует отметить, что это не обязательно лечение психически больного человека, это может быть и абсолютно здоровый человек, который пытается решить возникшую проблему.

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками, но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными подходами: поведенческий (бихевиоральный), психодинамический и гуманистический (феноменологический).

Можно сказать, что это три ступени психотерапии, воздействующие соответственно на три уровня развития личности:

1) Уровень развития личности «РЕБЕНОК». Личность является не самостоятельной, она находится внутри социального индивида. Мы пока даже не говорим о личности в точном смысле, это человек полностью зависимый от социального окружения. Так пациента воспринимает бихевиоральная психотерапия или терапия поведения. Терапевт – учитель, пациент – ученик. Терапевт проводит коррекцию поведения.

2) Уровень развития личности «ПОДРОСТОК». Подросток в личностном смысле – это человек готовый к самостоятельному решению личностных проблем, но решать их пока не умеет. Так пациента воспринимает динамическая психотерапия или терапия причин. Терапевт помогает пациенту в осознании причин проблемы. Терапевт не может дать совет, он должен только подсказать пациенту причину симптома, создать условия для личностного развития пациента. Решать проблему должен сам пациент.

3) Уровень развития личности «ВЗРОСЛЫЙ». Полностью состоявшаяся личность. Человек готовый и умеющий решать свои личностные проблемы. Так пациента воспринимает гуманистическая психотерапия или терапия процесса. Терапевт – консультант, пациент – клиент, происходит общение двух равных людей. Консультант помогает человеку заметить некоторые существующие проблемы, выявить их, и тогда появляется возможность личностного роста.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Д.Уотсон (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения независимо от влияния личности.

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители.

Д. Вольп (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются».

Если психотерапевт подобным образом работает не с поведением человека, а с его мышлением, это называется когнитивно-певеденческий подход. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Д. Келли (1987). Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит детальный анализ поведения пациента, но не вникает в его личность, не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

2) Далее идет процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления. Составляется план по совместной и самостоятельной работе пациента, задаются задания, чтобы тот практиковал за пределами терапевтической среды то, что получил во время сеансов терапии. Происходит излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека и др.

Психодинамический подход

Основой этого подхода является психоанализ З. Фрейда.

Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

В конечном итоге «Эго» должно понять что хочет «Ид» и победить его.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит анализ бессознательного конфликта пациента, путем подробного разбора отношений пациента в прошлом.

Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:
1. Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента.
2. Толкования сновидений. Учитывается то, что во время сна ослабляются Эго-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения — это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;
3. Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;
4. Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Эго-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;
5. Анализ переносов. Перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

2) Психотерапевт наводит пациента на мысль об этом конфликте и добивается осознания его.

3) Выяснив конфликт, пациент прослеживает как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы.

4) Далее проводится работа над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев, что приводит к излечению.

С этим подходом связан широкий круг методов: классический психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психотерапия А. Адлера, аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, интерперсональная психотерапия С. Салливана, характерологический анализ К. Хорни, и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, эго-анализ М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Гуманистический (феноменологический) подход

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Согласно этому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, — феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Как говорил Сартр: «Человек — это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор — выбирать, как думать, и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям).

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение условия, благодаря которым человек сам решает свои проблемы.

Как проводится психотерапия:

1) Установление благоприятных отношений между психотерапевтом и клиентом, при которых клиент чувствует безусловное принятие и поддержку.

2) Клиент сам решает, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны психотерапевта. Терапевт лишь создает правильные условия.

Этапы роджерского подхода следующие:
1. самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;
2. развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;
3. развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;
4. развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;
5. личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.

3) Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению пациентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляли и которые блокируют их рост, тем самым вызывая проблему. Это и есть излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, психологическое консультирование Р. Мэй, биоэнергетика В. Райха, сенсорное осознание Ш. Сильвера и Ч. Брукса, структурная интеграция И. Рольфа, психосинтез Р. Ассаджиоли, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.